стресс и мозг ребенка, а также «человьев» (в контексте «социализации»)

постоянный хронический стресс, связанный, например, с бедностью, недостатком внимания или насилием, может оставить негативные следы до конца жизни.
Стресс меняет мозг детей, значит все специфические проблемы нашей "социализации" также могут приводить к... тяжелым и необратимым последствиям (хотя... есть мнение, что мозг пластичен и может восстанавливаться и самонастраиваться... но кому же это нужно, в данном контексте????)))

Отталкиваясь от результатов этих исследований, сделаю именно такое предположение (маркирую его как совершенно ненаучное, как :)отсебятину, цель которой - попытаться взглянуть с какой-то другой точки зрения на некоторые проблемы).

Речь тут о базовых проблемах социализации как таковой, проблемах языка (язык как суггестия и т.д., очень большая тема), человеческой коммуникации, со всей ее противоречивостью, парадоксальностью, смешением ее уровней и пр.
Глупо, конечно, было бы заявить, что сама социализация является стрессом. Просто это очень сложный и очень проблемный процесс, "механику" и парадоксы которого имеет смысл пытаться понять.
Почему не допустить, что эта проблемность приводит к стрессам, которые также каким-то образом влияют на формирование мозга? То, что выявили в данных экспериментах - это одно дело, но мы не знаем, каким мозг и его возможности могли бы быть, если бы процесс социализации (да и сам социум) мог бы быть хотя бы несколько иным.
Стрессы ребенка связаны главным образом со страхом потерять любовь родителей (отношения с ними, можно и так сказать) и быть отвергнутым, ибо он полностью зависит от них.
Но любой взрослый человек тоже полностью (хоть и немного иначе) зависит от социума (включая, естественно, язык и пр.). Об этом писали многие - Фромм, Касториадис, социальные психологи, Поршнев...
Чего только люди не делают (и во что они только ни превращаются!) из страха быть отвергнутым (или репрессированным) социальной группой или социумом! Даже если осознание этой ситуации вытесняется, что обычно и происходит...
Помимо этого страха быть отвергнутым, надо все-таки отметить тонкости языка и коммуникации. Да, благодаря языку, благодаря включенности в мир человеческой коммуникации, мы мыслим, но как оно все часто работает! - "пойми, что не надо понимать...", "не забудь забыть..." - и очень много чего "не надо" понимать... чтобы стать "членом социума" 🙂 и быть частичкой-винтиком "эффективной" экономической и социальной мегамашины (которой нужны человьи, как хлестко выразился А. Зиновьев; каков он мозг человека-экономического?). 
(это все обширнейшая тема, тут - так... вкратце и топорно, да и раньше писал я уже обо всем этом).
А сейчас все это интересным   образом состыковывается с исследованиями развития мозга.
Короче говоря, большие проблемы у нас (вот новость открыл)))
Нет, мало того, что защитные механизмы психику выстраивают определенным образом, научение происходит не тому, что нужно (учатся не учиться) и т.п. и т.д., но еще и мозг меняется соответствующим образом!
Ну а может быть в мозгу как раз не хватает развития центров, отвечающих за критическое и творческое мышление, за способность к метакоммуникации, ну и за многое другое, подобное????
Но! Мозг пластичен! 🙂

Мозг ребенка необратимо изменяется под влиянием стресса.

При сканировании мозга детей, перенесших стресс в раннем детстве, ученые заметили, что определенные регионы мозга у них по объему меньше, чем у среднего ребенка.

Какое-то количество стресса в жизни необходимо в любом возрасте. Через стресс человек учится избегать опасных и неприятных ситуаций, изменяет свое поведение и свои привычки к лучшему.

Однако постоянный хронический стресс, связанный, например, с бедностью, недостатком внимания или насилием, может оставить негативные следы до конца жизни.

Группе исследователей из Висконсинского университета в Мадисоне удалось доказать, что стресс-факторы в раннем детстве необратимо меняют развивающийся мозг ребенка, в частности, воздействуя на области, связанные с обучением, памятью и эмоциональным поведением.

Такие изменения могут в дальнейшем оказать негативное влияние на поведение, здоровье и даже выбор любимого человека.

До сих пор мы по-настоящему не понимали, почему события, произошедшие в двух-, трех- или четырехлетнем возрасте, влияют на личность и поведение человека до конца его жизни.
– Профессор Сет Поллак, Висконсинский университет в Мадисоне

Ученые исследовали 128 детей примерно 12 лет, которые в детстве подвергались физическому насилию, не получали достаточно внимания или же происходили из бедных семей.

Во-первых, ученые опрашивали детей, также как и их родителей и воспитателей, пытаясь выяснить, какого рода психологическому стрессу подвергался каждый ребенок в раннем детстве. Во-вторых, специалисты сканировали их мозг, особенно обращая внимание на гиппокамп и миндалевидное тело (миндалину), которые, в частности, ответственны за поведение человека при стрессовых ситуациях и за его эмоциональные реакции.

Исследователям удалось установить, что у детей, испытывавших в раннем детстве хронический стресс, миндалины и гиппокампы по размеру меньше, чем у среднего ребенка того же возраста.

Причины сокращения объема областей мозга из-за стресса пока что неясны, однако этот фактор может привести к неадекватному поведению уже взрослого человека и оказать отрицательное влияние на его жизнь.
ИСТОЧНИК

http://al-ven.livejournal.com/489294.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Написать комментарий