Десталинизация на примере одного учебника

Я уже рассматривал в блоге замечательную книгу Экономика транспорта под ред. С.К. Данилова, Трансжелдориздат, 1955 (скачать можно у тут).
Недавно случилась оказия сравнить первое издание со вторым , выпущенным после знаменитого доклада Хрущева (1957 г.). Воочию увидеть десталинизацию на примере конкретного издания. Под катом таблица.

Экономика транспорта под ред. С.К. Данилова М., Трансжелдориздат, 1955 Экономика транспорта под ред. С.К. Данилова. М., Трансжелдориздат, 1957
Стр. Текст Стр. Текст
11 Основы науки экономики транспорта заложены Марксом, Энгельсом, Лениным, Сталиным. Основоположники марксизма-ленинизма вскрыли специфические формы проявления на транспорте экономических законов капитализма. 13 Основы науки экономики транспорта заложены классиками марксизма-ленинизма. Основоположники марксизма-ленинизма вскрыли специфические формы проявления на транспорте экономических законов капитализма.
12 Ленин и продолжатель его дела Сталин создали теорию социалистического транспорта, раскрыли государственное значение транспорта в социалистическом обществе, показали его роль в расширенном социалистическом воспроизводстве, в осуществлении основных задач коммунистического строительства на различных этапах развития советского государства. 13 В. И. Ленин своими трудами заложил основы теории социалистического транспорта, раскрыл государственное значение транспорта в социалистическом обществе, показал его роль в расширенном социалистическом воспроизводстве, в осуществлении основных задач строительства коммунистического общества.
82 СССР — великая железнодорожная держава. «...СССР, как государство, был бы немыслим без первоклассного железнодорожного транспорта, связывающего в единое целое его многочисленные области и районы. В этом, говорит товарищ Сталин, великое государственное значение железнодорожного транспорта в СССР»1.
1 Правда» от 2 августа 1935 г. № 211 (6457).
84 СССР — великая железнодорожная держава.

«...Железные дороги,— писал В. И. Ленин ещё в 1918 г.,— ...это одно из проявлений самой яркой связи между городом и деревней, между промышленностью и земледелием, на которой основывается целиком социализм».

144 Именно потому, что в наших планах воплощается линия партии, что они научно обоснованы и направлены на осуществление коммунистического строительства, они имеют силу государственного закона. «Наши планы есть не планы-прогнозы, не планы-догадки, а планы-директивы, которые обязательны для руководящих органов и которые определяют направление нашего хозяйственного развития в будущем в масштабе всей страны»1.
1 И. В. Сталин. Соч., т. 10, стр. 327.
155 Именно потому, что в наших планах воплощается линия партии, что они научно обоснованы и направлены на осуществление коммунистического строительства, они имеют силу государственного закона. Наши планы есть планы-директивы, которые обязательны для всех хозяйственных органов и предприятий и которые определяют направление нашего хозяйственного развития в будущем в масштабе всей страны.
144 Социалистическое планирование направляет творческую деятельность членов общества. Составление планов и борьба за их выполнение связаны с широким развёртыванием социалистического соревнования, движения новаторов производства, что является выражением трудовой активности и творческой инициативы широких масс. «...Производственный план есть живая и практическая деятельность миллионов людей. Реальность нашего производственного плана — это миллионы трудящихся, творящие новую жизнь»2.
2 И. В. Сталин. Соч., т. 13, стр. 80.
156 Реальность нашего производственного плана — это миллионы трудящихся, творящие новую жизнь
149 И. В. Сталин на предвыборном собрании избирателей Сталинского округа г. Москвы 9 февраля 1946 г., говоря о задачах партии на более длительный период, наметил контуры нового генерального плана. 160 Фрагмент исключен.
265 Взаимозависимость отдельных отраслей и составных частей железнодорожного транспорта гораздо сильнее, чем в других отраслях народного хозяйства «...транспорт является конвейером, — указывал товарищ Сталин, — где важна работа каждого работника, каждого винтика»1.
1 Приём работников железнодорожного транспорта в Кремле. «Правда» от 2/VIII 1935 г., № 211 (6457).
281 Взаимозависимость отдельных отраслей железнодорожного транспорта гораздо сильнее, чем в промышленности и сельском хозяйстве.
335 Многие машинисты благодаря тщательному уходу за локомотивом достигают очень высоких пробегов между ремонтами. Так, паровоз СУ лауреатов Сталинской премии машинистов депо Улан-Удэ С. Д. Асеева и Д. М. Ягодина за 16 лет имел пробег 1 750 тыс. км без капитального и среднего ремонта. Машинист депо Челябинск П. Л. Агафонов проработал на паровозе ФД 12 лет без капитального ремонта и обеспечил межремонтный пробег около 950 тыс. км. Фрагмент исключен.
405 Систематическое повышение производительности труда является результатом непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Ленин и Сталин неоднократно указывали, что достижение высшей, чем при капитализме, производительности труда в конечном счёте является главным и решающим условием победы нового общественного строя. Коммунистическая партия постоянно мобилизует и направляет творческую инициативу масс на успешное решение этой коренной народнохозяйственной задачи. 439 Систематическое повышение производительности труда является результатом непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. В. И. Ленин неоднократно указывал, что достижение высшей, чем при капитализме, производительности труда в конечном счете является главным и решающим условием победы нового общественного строя. Коммунистическая партия постоянно мобилизует и направляет творческую инициативу масс на успешное решение этой коренной народнохозяйственной задачи.

В принципе изменения незначительны. Любопытен метод десталинизации, при котором убирается упоминание об авторе, но текст остаётся неизменным.
Стоит отметить. что в процессе борьбы с культом личности "фигуры" плавно превратились в "рисунки", а также пострадала буква "ё".

http://nkps.livejournal.com/41254.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
Опубликовано 11.08.2014 в 10:01 дп · Автор news · Ссылка
Рубрики: Основное · Теги: , ,

Написать комментарий