Иезуитский коллегиум (1)

Оригинал взят у uliaushuk в Miscellanea jesuitica (IV)

Иезуитский коллегиум это специфическа система людей и зданий. Она находится внутри другой специфической системы людей и зданий, называемой городом. Меня интересуют взаимоотношения коллегиума и города в Великом Княжестве Литовском в 16-18 вв.
В коллегиум ходят учиться студенты. Это дети окрестной шляхты и городского патрициата, если патрициат в данном городе есть. В принципе, в коллегиум принимают любых детей, если они проявляют способности к учебе. Некатоликов тоже. Обучение бесплатно. Да, речь идет о мальчиках. С девочками в описываемое время ситуация другая и их учат в других монашеских учебных заведениях.Обучение бесплатно. Но надо иметь возможность спать, есть, стираться, да и готовиться к занятиям, в конце концов.
Иезуиты не занимались общежитиями.Несколько раз они попытались создать конвикты (от лат. совместное питание), но не смогли обуздать молодежь.В книге О'Мэйли "Первые иезуиты" описан этот неудачный опыт. Очень похоже на сцены, описанные Антоном Макаренко в "Педагогической поэме".Иезуиты, чтобы не плодить ганги малолетних, решили не собирать мальчишек под одной крышей и оставить ответственность за них родителям.  Чтобы не быть голословным, надо вспомнить о тумулте (массовых беспорядках) виленских студентов, описанном в Балицким в истории Виленского университета.Началось с толкотни после театрального представления, где присутствовал король Владислав Ваза, а окончилось перестрелкой с регулярным воинским подразделением на перекрестке дорог на Ивье и Ошмяны.

В Гродно также отмечен случай (18 век), когда студенты взломали тюрьму и выпустили на свободу приговоренного к казни. Ректору Юраге пришлось их отмазывать. Но, наказав студентов розгами, гражданскому правосудию ректор их не отдал.
Кстати, для наказания розгами коллегиум нанимал специального человека из мирян. Его должность называлась корректор.
Конвикты студенческие, как говорилось выше, были редкостью. Обычно студенты жили "на квартирах".Тогда это называлось на "станциях" (от слов "стоянка", "остановка"). Мне кажется, что горожане специально создавали такае станции в своих домах. Это был живой доход. На станции студенты жили кучно (4-8 человек) под присмотром студента старшего класса (обычно это был класс риторики). Его должность в разных местах называлась по-разному:директор,  педагог. Педагога рекомендовал родителям младших студентов ректор коллегиума. Родителя доверяли ему опеку своих сыновей на станции. Педагог (директор) должен был следить за их учебой и бытом. Видимо, должность педагога неплохо оплачивалась, потому что некоторые из них стремились остаться в последнем классе коллегиума на второй год несколько раз подряд. И ректоры это стремление поддерживали, о чем свидетельствуют регулярно появлявшиеся требования провинциалов к ректорам прекратить практику оставления отдельных учащихся на второй год в риторике.
Таким образом коллегиум давал неплохой заработок городу. В Несвиже в конце 17 в. жило примерно 2000 жителей. Если в Несвижском коллегиуме было 300 студентов, то в городе должно было быть около 40 станций для их проживания. Это немалый доход для их владельцев. Готовилась пища, значит потреблялись дрова и была работа для кухарок. Плюс дополнительный заработок для местных ремесленников: портных, сапожников и т.д. В Речи Посполитой у шляхты были наличные из-за особых прав на торговлю зерном, солью и т.п. Оплачивая содержание сыновей в городе, шляхта деньгами делилась с ремесленниками, а те могли заниматься городской (ремесленной) деятельностью, платить налоги.

http://elena-2004.livejournal.com/434853.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
Опубликовано 25.05.2016 в 9:07 пп · Автор news · Ссылка
Рубрики: Основное · Теги: , , , , , , ,

Написать комментарий